- Если мусульманин увидел в имевшихся у него книгах доказательства чего-либо, достаточно ли ему этого, чтобы оставить мазхабы, противоречащие его мнению, даже если он и не изучил их аргументов?
-Ему этого достаточно!..
- Юноша, недавно начавший исполнять религиозные предписания, у которого нет никакой доли исламской культуры, прочел слова Всевышнего: 'Аллаху принадлежит и восток и запад; и куда бы вы не обратились, то вы встретите Лик Аллаха, поистине Аллах всеобъемлющий, знающий' (аль-Бакара, 115). И он понял из этого, что мусульманин имеет право в своей молитве обращаться туда, куда ему угодно, в любую сторону, как на это указывает явный смысл аята, но он слышал, что четыре имама единогласны в необходимости обращения в молитве к Каабе, он знает, что у них есть аргументы в пользу этой точки зрения, но он их не изучил. Что же он будет делать, когда встанет на молитву? Должен ли он последовать в убеждении за своим пониманием доказательства, имеющегося у него, или же за имамами, единогласно высказывающими противоположное?
- Он должен следовать за своим убеждением!!!
- И он будет молиться, обратившись, например, на восток. И его молитва будет действительной?!
- Да, поскольку он должен следовать за своим личным убеждением!
- И вот его личное убеждение внушает ему, что нет никакого греха в том, чтобы совершить прелюбодеяние с женой соседа, наполнить свою утробу вином, забирать имущество соседа без права. Дозволил ли ему Аллах все это из-за его 'личного убеждения?!
Он немного помолчал, затем сказал:
- В любом случае, ситуация, о который ты меня спросил, нереальна и не может воплотиться в жизнь.
- Это не иллюзия, более того, очень часто случается подобное и даже более удивительное! Юноша, у которого нет знаний о Исламе, о Коране и сунне, услышавший или же прочитавший случайно этот аят, узнал из него то, что знает каждый араб, обращающий внимание на явный смысл слов, он узнал, что нет греха в том, чтобы молящийся обращался в молитве в любую сторону, несмотря на то, что он видит обращение людей именно к Каабе, а не к чему-либо другому: такая ситуация вполне естественна и допустима, пока среди мусульман есть те, кто не знает ничего об Исламе. Как бы там ни было, ты вынес не иллюзорное решение по этой ситуации. И ты посчитал личное мнение основанием для принятия решения в любой ситуации. А это противоречит твоему разделению людей на три категории: мукаллид, муттаби, муджтахид.